Асы кубанского неба ч. 36

Николай Мринский
В том бою 2 машины сбил лично Рязанов. На следующий день он совершил 7 боевых вылетов, сбил 3 неприятельские машины. В последнем вылете 6 наших истребителей, встретившись с группой самолётов противника, вступили в бой. В ходе схватки 4 вражеские машины были уничтожены. Рязанов сбил один из самолётов и, увлекшись преследованием другого подбитого "Месса", оказался неподалёку от вражеского аэродрома под Анапой. Разделавшись наконец с изощрённо защищавшимся противником, он заметил девятку взлетающих бомбёров. С набором высоты Рязанов ушёл в сторону солнца и, разогнав машину, вывел её из пикирования прямо под неприятельскими самолётами. Очередью по кабине, с "горки", в упор, он сбил крайний "Юнкерс". На выходе из атаки его "Як" был повреждён истребителями прикрытия. Маневрируя на предельно малой высоте, Рязанов, преследуемый несколькими Ме-109, ещё раз сумел поймать в прицел самолёт потерявшего бдительность немецкого лётчика и уничтожил его последними снарядами. Но и "Як" получил серьёзные повреждения. В один из моментов он вдруг перестал подчиняться лётчику и начал падать. Видя, что спасти машину невозможно, Рязанов выбросился с парашютом и опустился на нейтральную полосу. Немцы попытались захватить его, но советские пехотинцы открыли огонь и помогли Рязанову добраться до нашей траншеи. Потом он прибыл на аэродром, где его радостно встретили однополчане, уже обеспокоенные его судьбой. Получив новую машину, Рязанов продолжал сражаться с врагом.

Пришлось ему летать, охраняя свои войска, и над легендарной Малой землёй в районе Новороссийска. Глядя вниз, на истерзанный снарядами и бомбами крошечный плацдарм, захваченный отважными воинами 18-й армии, он не переставал восхищаться мужеством и стойкостью его защитников. Рязанов навязывал свою волю самым искушённым фашистским лётчикам, не только применяя приёмы, перенятые от лучших советских истребителей, но и внося своё - рязановское - в вылеты при сопровождении штурмовиков. Лётчик умел быстро разгадать хитроумные замыслы противника, острым глазом обнаружить вражеских истребителей, которые ходили на малых высотах, чтобы в подходящий момент неожиданно атаковать штурмовиков снизу. Контрмеры Рязанова были просты и эффективны. Прикрывающая пара, действуя подобно свободным "охотникам", по его команде тоже спускалась пониже и внезапно атаковала врага, используя для скрытого сближения складки местности, лес, а то и русло реки. Советского аса противник сразу узнавал по "почерку". Вот почему, как только он появлялся в небе с группой истребителей, немецкие радиостанции сразу предупреждали об этом своих пилотов. ...В канун лета 1943 г., передав свои видавшие виды "Яки" лётчикам из корпуса Савицкого, личный состав полка, где служил Рязанов, был направлен на короткий отдых. Под Рязанью лётчики получили новенькие Як-9Т с мощной 37-мм пушкой, названной впоследствии НС-37, которые по массе секундного залпа превосходили большинство современных им истребителей.

На этой машине Рязанову довелось воевать на Курской дуге, затем в составе 2-го Прибалтийского фронта, участвовать в освобождении Белоруссии и Прибалтики, сбить лично 12 самолётов противника. К маю 1943 г. комэск 4-го ИАП, (287-я ИАД, 4-я ВА, СКФ) майор А. Рязанов совершил 300 боевых вылетов, провёл 67 воздушных боёв, сбил лично 16 самолётов противника и 16 в составе группы. 24 августа 1943 г. за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. К февралю 1945 г., зам. командира того же полка (185-я ИАД, 14-й ИАК, 15-я ВА, 2-й Прибалтийский фронт) майор А.К. Рязанов совершил 509 боевых вылетов, провёл 97 воздушных боёв, в которых сбил 31 вражеский самолёт лично и ещё 16 - в группе с товарищами. Трижды был ранен. 18 августа 1945 г. награждён второй медалью "Золотая Звезда". После войны остался на службе в ВВС. Окончил Военную академию имени Фрунзе в 1950 г. и Военную академию Генштаба в 1958 г. С 1950 г. работал в штабе Московского ВО, затем в штабе ВВС и Войск ПВО страны. С 1959 г. на ответственной работе в войсках, с 1962 г. в штабе Войск ПВО страны. С августа 1975 г. генерал-майор авиации А. Рязанов - в запасе. Жил в Москве. Умер 1 августа 1992 г. Награждён орденами: Ленина (трижды), Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст. (дважды), Красной Звезды (дважды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й ст.: медалями. Заслуженный военный лётчик СССР. Бронзовый бюст установлен в пос. Токаревка Тамбовской обл.

САВИЦКИЙ ЕВГЕНИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

Е. Савицкий родился 24 декабря 1910 г. в Новороссийске. В 12 лет после смерти отца он покинул родительскую хибару и стал... беспризорным. Потом были детский дом, школа, комсомол, профессия дизелиста, шофёра. В конце 1929 г. в составе группы содействия ГПУ в бою с бандой будущий маршал принял боевое крещение. Его, пытливого и любознательного комсомольского вожака, направили в Сталинградскую военную авиашколу, которую он закончил в первом выпуске в 1932 г. 2 года служил в училище лётчиком-инструктором, а строевую службу начал в Киеве командиром отряда. В небе цветущей Украины ему довелось летать недолго; вскоре он был назначен командиром 61-го отдельного отряда особого назначения и переведен на Дальний Восток. Там же, на Амуре, уже в должности командира 31-й иад, застала его война. На фронт Савицкому удалось вырваться в ноябре 1941 г., на стажировку. В считанные дни разобравшись с необходимыми штабными делами, он, занимая должность комдива, как командир звена принял участие в боевой работе на ЛаГГ-3. В первом же вылете сбил Ме-109, сам попал под удар - спасла бронеспинка. Под Новый год его неожиданно вызвал командующий Западным фронтом Г. Жуков и приказал майору Савицкому уничтожить здание, где располагался штаб немецкого корпуса. Несмотря на сложные погодные условия, лётчик чётко провел результативную штурмовку - Савицкий удачи не упускал. Летом 1942 г. после настойчивых просьб и рапортов ему удалось вернуться на фронт. Командующий ВВС 25-й общевойсковой армии полковник Е.К. Савицкий был назначен командиром 205-й иад, входившей во 2 ВА.

С новым назначением он потерял в должности, но попал в действующую армию. "Предложили бы эскадрилью, звено, наконец, - и на это, скорее всего, согласился бы. Бог с ней, с высокой должностью, мне было не до чинов - лишь бы сражаться с врагом, бить его, гнать с нашей земли к чертовой матери!.. А должности - дело наживное, такая война скоро не кончится", - вспоминал позднее Евгений Яковлевич. С момента возвращения на фронт Савицкий воевал исключительно на "яках", в совершенстве освоив все типы истребителей этой марки, став её горячим патриотом, показав не только высокое лётное, но и немалое дипломатическое искусство. В боях под Харьковом и Сталинградом он проявил себя зрелым и грамотным командиром, а оптимизм и энергичность, с какими он решал самые сложные задачи, создавали впечатление удачливости молодого комдива... В начале 1943 г. он был назначен командиром 3-го иак и приступил к формированию этого соединения. В начале апреля Савицкий был вызван к В. Сталину, который обрисовал задачи корпуса в грядущем сражении, и уже 20 апреля в составе 4 ВА лётчики корпуса провели свои первые бои, сбив за день 47 самолётов противника. Один неприятельский бомбардировщик уничтожил сам командир корпуса. А через неделю его Як-1 был сбит очередью стрелка с Ю-87. Савицкий приводнился с парашютом, и вновь ему повезло: он был подобран катерниками неподалеку от своего родного Новороссийска. ...После Кубани в составе Южного (позднее 4-го Украинского) фронта, 3-й иак под командованием уже ген.-майора Савицкого участвовал в боях на р. Молочной, под Никополем, в Крыму.

За 107 боевых вылетов и 15 самолетов противника, сбитых к марту 1944 г., ему было присвоено звание Героя. Для Савицкого были характерны передовые взгляды на боевое применение авиации, предельно приоритетное отношение к машинам. В полках его корпуса прошли обкатку и утвердились многие новинки боевой техники: здесь и радиолокационные станции, и самые современные модификации "яков", и новейшие системы вооружения истребителей. Как командир он сумел создать условия роста боевого мастерства подчиненных ему лётчиков. Тщательно планируя боевые задания, он сам поднимал свой истребитель в составе ударных и прикрывающих групп, совершал боевые вылеты с большинством лётчиков своего корпуса, вникал в нюансы быта и технического обслуживания. Под его командованием сражались такие выдающиеся асы, как С. Моргунов и И. Фёдоров, П. Тарасов и М. Пивоваров, А. Осадчиев и Н. Павлушкин, В. Меркулов и С. Маковский. ...Вечером 11 мая 1944 г. в воздушном бою над мысом Херсонес, последним оплотом немцев в Крыму, самолёт Е.Я. Савицкого, уже "севший на хвост" очередному Ме-109, был подбит прямым попаданием зенитного снаряда. Он сумел перетянуть на свою территорию и тут же, на заросшей кустами поляне, приземлил машину на фюзеляж. При посадке получил компрессионный перелом трёх позвонков, но остался в строю. Вечером этого запомнившегося на всю жизнь дня он узнал о присвоении ему званий Героя Советского Союза и ген.-лейтенанта. Из Крыма корпус Савицкого был переведён в Белоруссию, где принял участие в поддержке с воздуха частей, занятых в операции "Багратион".

Продолжение следует в части  37                http://proza.ru/2020/06/24/43